- Автор
- Готовчикова Евгения Юрьевна
- Класс
- 5-11 класс
- Вид материала
- Методическая разработка
С 2020 года наша школа является участником программы «Развивающая среда» и с 2023 школе присвоен статус Центра развития личностного потенциала. Одним из важнейших фокусов изменений, на который направлена работа Центра развития личностного потенциала - это культура отношений в образовательной организации или социальный компонент среды.
Технология «Форум-театр» вносит свой вклад в создание новой культуры отношений, поддерживающей основные ценности развития личностного потенциала: диалог, доверие, разнообразие, самоопределение, созидание и открытость к изменениям.
Представляемая практика Форум-театр «Хотим и решим» существует в школе с 2020 года.
В школе было замечено, часто возникали конфликты, нередко переходящие в травлю. Нужен был способ помочь всем участникам образовательного процесса научиться принимать разнообразие мнений и ценностей, вести диалог, выбирать конструктивные способы реагирования в конфликтах. Технология «Форум-театр» является отличным способом предотвращения травли и языка вражды в детских коллективах.
Цель: создание условий для формирования навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях через технологию "Форум-театр"
Задачи практики форум-театра "Хотим и решим":
1. Формировать представлений о нравственности, эмоциональном интеллекте, эмпатии и эффективном взаимодействии со ровесниками, родителями, педагогами;
2. Создать условия для актуализации процесса личностного роста и профессиональной ориентации подростков через развитие коммуникативных компетенций обучающихся;
3. Создать условия для работы по профилактике и преодолению социопатических черт личности подростков, умения высказать свою точку зрения и аргументировать её;
4. Создать условия дляформирования навыков быстрого реагирования на конфликты в коллективе и разрешение их.Представляемая практика Форум-театр «Хотим и решим» существует в школе с 2020 года. Основная ее цель— помочь всем участникам образовательного процесса научиться принимать разнообразие мнений и ценностей, вести диалог, выбирать конструктивные способы реагирования в конфликтах.Технология «Форум-театр» является отличным способом предотвращения травли и языка вражды в детских коллективах.
Создать условия для реализации задач социализации обучающихся в подростковом возрасте, когда расширяется социальная среда, воздействующая на развитие личности. При взаимодействии с социальной средой подросток применяет как усвоенные на ранних возрастных этапах образцы поведения, так и продолжает усваивать новые его модели поведения, стремится обрести высокий социальный статус и признание. Это способствует возникновению различных конфликтных ситуаций. Проблема возникновения конфликтов является для детей одной из наиболее актуальных. С конфликтами ребята сталкиваются в детско-родительских отношениях, в отношениях с одноклассниками и сверстниками, в отношениях с педагогами и окружающими людьми. Поэтому важно помочь подросткам эффективно разрешать конфликтные ситуации, тем самым способствовать их личностному становлению и успешной социализации, в процессе которой можно обучить подростка выстраивать конструктивные диалоги с социумом, что соответствует задачам ФГОС.
Выбирая занятие Форум-театром «Хотим и решим», обучающийся приходит с определённой целью, прежде всего – это обида на родителей, которые его ограничивают в его желаниях или действиях.
Одно из направлений воспитательной практики Форум-театра - помочь ребенку довериться и открыться, поделиться проблемами детско-взрослых отношенийраскрепостить ребёнка, с одной стороны, с другой стороны, дать ребенку подумать, играя родителя, что папе или маме тоже непросто даётся их решение, но есть еще и возможность обдумать ситуацию и попробовать ее для себя самого разрешить, прийти к новому выводу, как бы он поступил в подобной ситуации, даже если это не его случай, что если ребенок смог бы повести себя иначе, найти слова, чтобы донести мысль иначе, результат взаимодействия был бы лучше. Это ненасильственная просветительская деятельность, которая в полной мере затрагивает ценности доверия, диалога, разнообразия, открытости к изменениям, инициативы, созидания, самоопределения и помогает создавать новую культуру образовательной организации.
Состав форум-театра.
Форум-театр может являться общешкольным и состоять из сборной команды детей разного возраста, выступающий с периодичностью один-два раза в четверть.
Модератором выступления форум-театра педагог
Сюжет сценок- реальные конфликтные ситуации из жизни самих актеров.
Как мы работаем?
Сначала идет подготовительная работа с актёрами
Обсуждение конфликтных ситуаций, придумывание сюжета, распределение ролей.
Когда сценки готовы, мы приглашаем зрителей на премьеру.
В сценках НЕ участвуют дети, чьи ситуации рассматриваются. Стараемся обеспечить явку тех, на кого непосредственно направлен сюжет.
Модератор запускает короткую вводную беседу о конфликтах, об их пользе и разрушительной силе.
Сначала зрители смотрят пятиминутный сюжет, в центре которого конфликт.Какие ситуации становятся сюжетами для сценок?
А) Например, для родительских собраний показываются такие сценки: ребенок (инофон) объявляет родителям, что они с классом идут на урок истории в музей. Папа запрещает, говорит, что у них не принято, чтобы девочки ходили по музеям. Ребенок плачет, родитель кричит, что надо соблюдать традиции своего народа.
Б) Ребенок был на репетиции молодежного театра. Готовили выступление для детей из онкологической больницы. Задержалась и пришла позже разрешенного ей времени. Девочка живет с бабушкой. Мамы нет. У папы другая семья. Бабушка позвонила и пожаловалась папе. Папа приехал и закатил скандал девочке, запретил ей заниматься в волонтерском театре.
В)
Далее модератор организует обсуждение ситуации.
что происходило? Какие эмоции у героев сюжета?
В чем причины конфликта? Кто по мнению родителей прав, а кто виноват?
Кто является провокатором конфликта, кто жертвой, кто пассивным наблюдателем?
Какими могутбыть последствия этого конфликта в долгосрочной перспективе? Как он может повлиять на отношения взрослого с ребенком?
Следующим этапом модератор предлагает зрителям заменить одного из актеров и попытаться в импровизации повлиять на ситуацию, предложив свою версию реагирования.
Родители говорят, кого из актеров они хотят заменить и сюжет разыгрывается заново с учетом новых вводных.
Затем модератор продолжает обсуждение, получилось ли изменить ситуацию к лучшему? Идет обсуждение созрителями. Собираются предложения.
Затем следующему зрителю предлагает заменить другого актера и ситуация повторяется. Родители, ребята и актеры импровизируют.
Далее следует обсуждение и разыгрывается третий вариант сюжета.
Сценка повторяется трижды, потому что зрители стараются заменить то виновника, то жертву, то свидетеля конфликта. (если таковой имеется).
Таким образом, все получают в свою копилку разные варианты реагирования на раздражающую ситуацию.
Завершается выступление форум -театра большой рефлексией.
Зрителям предлагается поделиться, что они вынесли полезного из встречи? Для них стало инсайтом?
Адаптированная под нужды нашего учреждения технология Форум-театра, вида театрального представления, разработанного бразильским режиссером АугустоБоалем как часть его театральной системы «Театр угнетенных» (TheatreoftheOppressed). Боаль придумал форум-театр как метод обучения врослых (часто неграмотных) людей тому, как можно менять мир, в котором они живут. Мы адаптировали метод А.Боаля для решения конфликтных ситуаций между учениками, учениками-родителями, учениками-педагогами.
- Методы работы с технологией Форум-театр; исследовательские, практические.
- Формы работы: групповые,фронтальные, индивидуальные.
14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?
Результат практики — безопасное и мягкое влияние на то, чтобы реальная ситуация изменилась к лучшему. Ребята получают опыт решения конфликтных ситуаций, набор способов их предотвращения или сглаживания.
1. Сформировано представление о нравственности, эмоциональном интеллекте, эмпатии и эффективном взаимодействии со ровесниками, родителями, педагогами; участники учатся как себя вести – и как изменять свое поведение, - наблюдая за другими людьми. В процессе обучения для зрителей создается определенная модель поведения. Зрители видят персонажей, представляющих как позитивную, так и негативную поведенческую модель.
2. Созданы условия для актуализации процесса личностного роста и профессиональной ориентации подростков через развитие коммуникативных компетенций обучающихся; преодоление психологического барьера публичных выступлений, отбор материала, написание сценария, подбор реквизитов, следование актерской легенде;
3. Созданы условия для работы по профилактике и преодолению социопатических черт личности подростков, умения высказать свою точку зрения и аргументировать её, понимают, какое поведение к каким последствиям может привести;
4. Созданы условия дляформирования навыков быстрого реагирования на конфликты в коллективе и разрешение их, ребята владеют представлениями о ненасильственном просвещении, путях и способах решения спорных ситуаций не с событийной точки зрения, а с глубинной.
Результат практики — безопасное и мягкое влияние на то, чтобы реальная ситуация изменилась к лучшему. Ребята получают опыт решения конфликтных ситуаций, набор способов их предотвращения или сглаживания. Родители узнают, что являются прототипами героев и ценят разбор конфликтов, удовлетворяющий их потребности в статусе, автономии, безопасности, справедливости. Дети рассказывают, что они с близкими впервые поговорили по душам и конфликты между ними разрешились благополучно. Конфликтов становится меньше. Для такого вывода было проведено анкетирование среди обучающихся по методу форум-театра, которое показало:
1. 90% чувствуют снятие напряжения в общении со сверстниками;
2. 100% желают продолжать заниматься форум-театром;
3. 94% отметили актуальность тем, поднятых в сценках;
4. 80% хотели бы, чтобы их родители приняли участие в представлении форум-театра,
5. 100% увидели положительный эффект в общении с родителями после того, как родители увидели представление форум-театра.