
- Автор
- Семенова Ирина Игнатьевна
- Класс
- 1-4 класс
- Предмет
- Музыка
Представленная практика реализуется мной с 2017года на систематическом уровне. Методика современного музыкального обучения представляет собой совокупность форм, методов и средств, направленных на достижение целей и задач усвоения учащимся личностно-значимого, художественно-эстетического музыкального образования.
Особенно плодотворным в музыкальном развитии детей начальной школы признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах.
В качестве инновационной деятельности по музыкальному воспитанию детей наиболее интересно обучение игре на блокфлейте.
Блокфлейта – один из инструментов детского оркестра. Роль этого инструмента в музыкальном образовании трудно переоценить. Обучать игре на блокфлейте возможно только со старшего дошкольного возраста из-за анатомо-физиологических особенностей детей.
Во время игры на флейте у ребёнкаособенно активно работает две системы организма: дыхательная и центральная нервная система. Ребёнок овладевает искусством чтения нот, которое давно приравнивается к знанию иностранного языка. Во время игры на флейте мелкая моторика сочетается с определённым ритмом дыхания. Дыхание это, как правило, глубокое, с определёнными интервалами и небольшой его задержкой. Подобные дыхательные техники очень часто используют для лечения заболеваний лёгких. Музицирование на флейте - развивает координацию движений и мелкую моторику. Пальчиковые упражнения - развивают не только ловкость и точность рук, но и наш мозг. Игра на духовых инструментах стимулирует развитие головного мозга. Занимаясь на блокфлейте, у учащихся улучшается грамотность, память, умение писать и рисовать.
Блокфлейта - звуковысотный инструмент, что позволяет использовать ее самостоятельно, а не в качестве аккомпанемента.
Основной целью практики по обучению игре на блокфлейте является развитие музыкальных навыков у учащихся, развитие их художественного восприятия и умения выражать эмоции через музыку. Задачи, поставленные перед обучаемыми, включают овладение основами музыкальной теории, техникой игры на инструментах, а также развитие слуха и ритма.
Практические занятия направлены на формирование уверенности у учащихся, что позволяет им свободно исполнять как простые, так и более сложные музыкальные произведения.
Результатом практики является не только развитие способности исполнять музыкальные произведения, но и обогащение внутреннего мира учащихся, развитие творческого мышления и уверенности в своих силах, что станет прочной основой для дальнейшего музыкального роста.
Основная задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно-увлекательной форме.
Приёмы работы в данной практике направлены на активизацию подражательныхреакций детей, что способствует возрастным и психологическим особенностям детей данного возраста.
Учитывая желание ребенка скорее исполнить “настоящую музыку”, использую на занятиях способ ансамблевой игры, которая помогаетразвитию чувства метроритма и полифонического слышания.
В классах есть дети с инвалидностью и ОВЗ. Описываемая практика предоставляет таким детям на равных заниматься со здоровыми ребятами. Многие из детей с ограничениями по здоровью, успешно проявляют себя, что разрушает стереотипы относительно людей с инвалидностью и их возможностей. Инклюзия через творчество еще больше расширяет границы восприятия каждого ребенка, стирая между ними границы.
Каждый ребенок с особыми образовательными потребностями, вовлеченный в совместную деятельность, получает шанс на более развитое и гармоничное будущее.
Этапы практики:
Обучение игре на флейте осуществляется поэтапно:
1 этап – подготовительный; Знакомство с инструментом
2 этап – обучающий «Серьезные занятия»;
3 этап – импровизационное музицирование;
4 этап – оркестр, театрализация.
1 этап.В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на блокфлейте:
- дети узнают, как правильно пользоваться инструментом, что это индивидуальный музыкальный инструмент;
- как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения;
- дети знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся ими грамотно пользоваться;
-они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком;
- учатся объяснять элементарные понятия теории музыки;
- формируются умения подбирать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.
Перед каждым занятием проводится разминка для пальчиков и для артикуляционного аппарата. Это пальчиковые игры, скороговорки и т.д.
Разминка не только организует внимание детей, готовит их к взаимодействию в группе, обеспечивает нужный мышечный и слуховой тонус. Разминка состоит из приветствия, работы над ритмом, дыханием и звукообразованием, работы со звуком и голосом.
2этап. Обучающий этап «Серьезные занятия» начинается с «рабочих песен» - сначала однозвучных и двухзвучных, потом трех и четырехзвучных и наконец, пятизвучных. «Рабочие» они, прежде всего, потому, что в этой части мы скорее работаем, чем развлекаемся: хотя эта граница и не очень жесткая, но важно держать настрой на труд и усилие. Продуманы порядок, четкость в объяснениях и подаче упражнения, что особенно важно в групповых занятиях, где успехи каждого сильно зависят от слаженной работы всех. А вот в импровизационных занятиях царит принцип игры: каждый день – новое, и всегда своё!
На начальных занятиях у ребят развивается внимание, сосредоточенность, т.к. они должны наблюдать за педагогом и повторять за ним.
3 этап. Музицирование вырастает из импровизации, и поэтому, все упражнения должны подготавливать к импровизации, творчеству. Пока дети недостаточно освоили игру на блокфлейте, провожу упражнение по импровизации на тех инструментах, на которых они играют без затруднений. Дети с удовольствием придумывают на флейте свою мелодию, используя знакомые ноты и приемы звукоизвлечения.
Таким образом, придумывая спонтанные звуковые композиции, у детей развивается фантазия, воображение, изобретательность в игре звуками, тембрами, ритмами.
Импровизационное музицирование строится:
- Из коротких «диалогов» между учителем и отдельными детьми.
- Диалогом между одним ребенком с другим.
- Ребятам очень нравится игра «Эхо» и «Змейка»
В «Эхо» они должны повторить короткие мелодии за учителем или ритмические рисунки(хлопки). А в «Змейке» учитель неожиданно поворачивается к одному или другому ученику, и ребёнок должен продолжить песенку, чтобы змейка не разорвалась. К концу первого класса ребята играют двумя руками и уже могут солировать. А во втором классе играют небольшие каноны.
В репертуар входят игровые песенки с движением и с музыкальным сопровождением.
Извлекая ранее выученные звуки (ноты) и проигрывая их в различной
ритмической и мелодической последовательности, ребенок получает самостоятельно придуманную музыку (мелодию), показывает, играет ее на своей флейте, остальные повторяют приемом «эхо». Пусть эта песенка будет не сложная, но это собственное сочинение, и его повторяют все. Так вырастают самостоятельные формы. Успешность – главный принцип обучения.
Заключительным этапом детской творческой деятельности являются оркестр, театрализация, концерт на основе усвоенного материала. Ребята, участвуют в конкурсах. Педагогическая ценность в том, что дети, увлекаясь общей идеей, сплачиваются, помогают друг другу, в результате чего создается благоприятный микроклимат в группе.
Средства, методы, технологии:
1. Развитие техники пальцев: упражнения для улучшения беглости пальцев и синхронности.
2. Изучение нотной грамоты: освоение чтения нот, понимание ритма и музыкальных терминов.
3. Ансамблевая игра: совместная игра для развития чувства ансамбля и взаимодействия.
4.Постановка дыхания: работа над контролем потока воздуха и положением губ.
5. Индивидуальные занятия: отработки трудных мест в игре.
6. Групповые занятия: участие в ансамблях, оркестрах или группах.
7.Игровые техники: упражнения на отработку разных стилей и техник (легато, стаккато и т.д.)
8. Работа с аккомпанементом: слушание музыки и исполнение под аккомпанемент
9. Конкурсы и концерты: для развития сценических навыков и уверенности в игре.
10. Пальчиковые, артикуляционные игры: для разминки пальчиков и артикуляционного аппарата.
В практике игры на блокфлейте можно отметить следующие результаты:
1.Развитие музыкальной грамотности
2. Развитие музыкального слуха
3.Знакомство с музыкальной культурой (народная песня, музыка композиторов – классиков)
4.Развитие памяти (запоминание мелодий, нот)
5.Улучшение концентрации, внимания
6.Улучшается координация и мелкая моторика
7.Развитие логического мышления (понимание структуры музыкального произведения)
8.Развитие творческого мышления (воображение , фантазия)
9.Развитие чувства ритма и гармонии
10.Развитие дыхательной системы и улучшение осанки (правильное положение рук, головы и тела)
Наблюдение.
Обратная связь от детей, родителей и классных руководителей.
Есть ребята, которые учатся уже в средней школе, а младшие в начальной и родители говорят, что дома они устраивают концерты.
Многие ребята с ОВЗ научились играть на флейте, а главное они стали общительнее и коммуникабельнее. Они без боязни, вместе со здоровыми детьми выходят на сцену и выступают.
Ребята принимают участие во всех школьных концертах, выступают перед родителями и на концертах перед ветеранами. В 2023 получили Гран-при во Всероссийском конкурсе «Конституция России: знаем и соблюдаем»
Практика участвовала в грантовом конкурсе проектов «ПОМОГАТЬ ПРОСТО» компании РУСАЛ, направленный на оказание поддержки детям, многодетным семьям и инвалидам в декабре 2018 года и стала победителем. По итогам конкурса было получено 37.000рублей для покупки блокфлейт и детских шумовых инструментов для оркестра
С видео-материалами можно ознакомиться по ссылке https://vkvideo.ru/playlist/-58230101_19