МАОУ СШ №21
г. Красноярск
  • Использование блокфлейты на уроках музыки в начальной школе..
    Использование блокфлейты на уроках музыки в начальной школе.
    Музыка
    1-4 класс
    Автор
    Семенова Ирина Игнатьевна
    Класс
    1-4 класс
    Предмет
    Музыка

    Представленная практика реализуется мной с 2017года на систематическом уровне. Методика современного музыкального обучения представляет собой совокупность форм, методов и средств, направленных на достижение целей и задач усвоения учащимся личностно-значимого, художественно-эстетического музыкального образования.

    Особенно плодотворным в музыкальном развитии детей начальной школы признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах.

    В качестве инновационной деятельности по музыкальному воспитанию детей наиболее интересно обучение игре на блокфлейте. 

    Блокфлейта – один из инструментов детского оркестра. Роль этого инструмента в музыкальном образовании трудно переоценить. Обучать игре на блокфлейте возможно только со старшего дошкольного возраста из-за анатомо-физиологических особенностей детей.

    Во время игры на флейте у ребёнкаособенно активно работает две системы организма: дыхательная и центральная нервная система. Ребёнок овладевает искусством чтения нот, которое давно приравнивается к знанию иностранного языка. Во время игры на флейте мелкая моторика сочетается с определённым ритмом дыхания. Дыхание это, как правило, глубокое, с определёнными интервалами и небольшой его задержкой. Подобные дыхательные техники очень часто используют для лечения заболеваний лёгких. Музицирование на флейте - развивает координацию движений и мелкую моторику. Пальчиковые упражнения - развивают не только ловкость и точность рук, но и наш мозг. Игра на духовых инструментах стимулирует развитие головного мозга. Занимаясь на блокфлейте, у учащихся улучшается грамотность, память, умение писать и рисовать.

    Блокфлейта - звуковысотный инструмент, что позволяет использовать ее самостоятельно, а не в качестве аккомпанемента.

    Основной целью практики по обучению игре на блокфлейте является развитие музыкальных навыков у учащихся, развитие их художественного восприятия и умения выражать эмоции через музыку. Задачи, поставленные перед обучаемыми, включают овладение основами музыкальной теории, техникой игры на инструментах, а также развитие слуха и ритма.

     Практические занятия направлены на формирование уверенности у учащихся, что позволяет им свободно исполнять как простые, так и более сложные музыкальные произведения.

    Результатом практики является не только развитие способности исполнять музыкальные произведения, но и обогащение внутреннего мира учащихся, развитие творческого мышления и уверенности в своих силах, что станет прочной основой для дальнейшего музыкального роста.

    Основная задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно-увлекательной форме.

    Приёмы работы в данной практике направлены на активизацию подражательныхреакций детей, что способствует возрастным и психологическим особенностям детей данного возраста.

    Учитывая желание ребенка скорее исполнить “настоящую музыку”, использую на занятиях способ ансамблевой игры, которая помогаетразвитию чувства метроритма и полифонического слышания.

    В классах есть дети с инвалидностью и ОВЗ. Описываемая практика предоставляет таким детям на равных заниматься со здоровыми ребятами. Многие из детей с ограничениями по здоровью, успешно проявляют себя, что разрушает стереотипы относительно людей с инвалидностью и их возможностей. Инклюзия через творчество еще больше расширяет границы восприятия каждого ребенка, стирая между ними границы.

    Каждый ребенок с особыми образовательными потребностями, вовлеченный в совместную деятельность, получает шанс на более развитое и гармоничное будущее.

    Этапы практики:

    Обучение игре на флейте осуществляется поэтапно:
    1 этап – подготовительный; Знакомство с инструментом
    2 этап – обучающий «Серьезные занятия»;
    3 этап – импровизационное музицирование;
    4 этап – оркестр, театрализация. 

    1 этап.В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на блокфлейте:
    - дети узнают, как правильно пользоваться инструментом, что это индивидуальный музыкальный инструмент;
    - как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения;

    - дети знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся ими грамотно пользоваться;
    -они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком;

    - учатся объяснять элементарные понятия теории музыки;
    - формируются умения подбирать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.

    Перед каждым занятием проводится разминка для пальчиков и для артикуляционного аппарата. Это пальчиковые игры, скороговорки и т.д.

    Разминка не только организует внимание детей, готовит их к взаимодействию в группе, обеспечивает нужный мышечный и слуховой тонус. Разминка состоит из приветствия, работы над ритмом, дыханием и звукообразованием, работы со звуком и голосом.

    2этап. Обучающий этап «Серьезные занятия» начинается с «рабочих песен» - сначала однозвучных и двухзвучных, потом трех и четырехзвучных и наконец, пятизвучных. «Рабочие» они, прежде всего, потому, что в этой части мы скорее работаем, чем развлекаемся: хотя эта граница и не очень жесткая, но важно держать настрой на труд и усилие. Продуманы порядок, четкость в объяснениях и подаче упражнения, что особенно важно в групповых занятиях, где успехи каждого сильно зависят от слаженной работы всех. А вот в импровизационных занятиях царит принцип игры: каждый день – новое, и всегда своё!

    На начальных занятиях у ребят развивается внимание, сосредоточенность, т.к. они должны наблюдать за педагогом и повторять за ним.

    3 этап. Музицирование вырастает из импровизации, и поэтому, все упражнения должны подготавливать к импровизации, творчеству. Пока дети недостаточно освоили игру на блокфлейте, провожу упражнение по импровизации на тех инструментах, на которых они играют без затруднений. Дети с удовольствием придумывают на флейте свою мелодию, используя знакомые ноты и приемы звукоизвлечения.


    Таким образом, придумывая спонтанные звуковые композиции, у детей развивается фантазия, воображение, изобретательность в игре звуками, тембрами, ритмами. 

    Импровизационное музицирование строится:
    - Из коротких «диалогов» между учителем и отдельными детьми.
    - Диалогом между одним ребенком с другим.

    - Ребятам очень нравится игра «Эхо» и «Змейка»

    В «Эхо» они должны повторить короткие мелодии за учителем или ритмические рисунки(хлопки). А в «Змейке» учитель неожиданно поворачивается к одному или другому ученику, и ребёнок должен продолжить песенку, чтобы змейка не разорвалась. К концу первого класса ребята играют двумя руками и уже могут солировать. А во втором классе играют небольшие каноны.

    В репертуар входят игровые песенки с движением и с музыкальным сопровождением.
    Извлекая ранее выученные звуки (ноты) и проигрывая их в различной

    ритмической и мелодической последовательности, ребенок получает самостоятельно придуманную музыку (мелодию), показывает, играет ее на своей флейте, остальные повторяют приемом «эхо». Пусть эта песенка будет не сложная, но это собственное сочинение, и его повторяют все. Так вырастают самостоятельные формы. Успешность – главный принцип обучения. 
    Заключительным этапом детской творческой деятельности являются оркестр, театрализация, концерт на основе усвоенного материала. Ребята, участвуют в конкурсах. Педагогическая ценность в том, что дети, увлекаясь общей идеей, сплачиваются, помогают друг другу, в результате чего создается благоприятный микроклимат в группе.

    Средства, методы, технологии:

    1. Развитие техники пальцев: упражнения для улучшения беглости пальцев и синхронности.

    2. Изучение нотной грамоты: освоение чтения нот, понимание ритма и музыкальных терминов.

    3. Ансамблевая игра: совместная игра для развития чувства ансамбля и взаимодействия.

    4.Постановка дыхания: работа над контролем потока воздуха и положением губ.

    5. Индивидуальные занятия: отработки трудных мест в игре.

    6. Групповые занятия: участие в ансамблях, оркестрах или группах.

    7.Игровые техники: упражнения на отработку разных стилей и техник (легато, стаккато и т.д.)

    8. Работа с аккомпанементом: слушание музыки и исполнение под аккомпанемент

    9. Конкурсы и концерты: для развития сценических навыков и уверенности в игре.

    10. Пальчиковые, артикуляционные игры: для разминки пальчиков и артикуляционного аппарата.

    В практике игры на блокфлейте можно отметить следующие результаты:

    1.Развитие музыкальной грамотности

    2. Развитие музыкального слуха

    3.Знакомство с музыкальной культурой (народная песня, музыка композиторов – классиков)

    4.Развитие памяти (запоминание мелодий, нот)

    5.Улучшение концентрации, внимания

    6.Улучшается координация и мелкая моторика

    7.Развитие логического мышления (понимание структуры музыкального произведения)

    8.Развитие творческого мышления (воображение , фантазия)

    9.Развитие чувства ритма и гармонии

    10.Развитие дыхательной системы и улучшение осанки (правильное положение рук, головы и тела)

    Наблюдение.

    Обратная связь от детей, родителей и классных руководителей.

    Есть ребята, которые учатся уже в средней школе, а младшие в начальной и родители говорят, что дома они устраивают концерты.

    Многие ребята с ОВЗ научились играть на флейте, а главное они стали общительнее и коммуникабельнее. Они без боязни, вместе со здоровыми детьми выходят на сцену и выступают.

    Ребята принимают участие во всех школьных концертах, выступают перед родителями и на концертах перед ветеранами. В 2023 получили Гран-при во Всероссийском конкурсе «Конституция России: знаем и соблюдаем»

    Практика участвовала в грантовом конкурсе проектов «ПОМОГАТЬ ПРОСТО» компании РУСАЛ, направленный на оказание поддержки детям, многодетным семьям и инвалидам   в декабре 2018 года и стала победителем. По итогам конкурса было получено 37.000рублей для покупки блокфлейт и детских шумовых инструментов для оркестра

    С видео-материалами можно ознакомиться по ссылке https://vkvideo.ru/playlist/-58230101_19

          

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике