- Автор
- Останина Марина Витальевна
- Класс
- 2 класс
- Программа
- Школа России
- Вид материала
- Педагогическая практика
«Добрые письма»: серия занятий по социально-эмоциональному развитию детей в начальной школе в рамках школьной декады отношений
С 2020 года наша школа является участницей Программы по развитию личностного потенциала БФ «Вклад в будущее» Сбербанка, а в 2023 году школе присвоен статус Центра развития личностного потенциала. Деятельность школы направлена на несколько фокусов изменений, важнейшим из которых является «Культура образовательной организации» или социальный компонент среды. Данный фокус изменений направлен на улучшение качества отношений между всеми участниками образовательных отношений и создание доброжелательной атмосферы в классных коллективах.
Данная практика вносит свой вклад в развитие этого направления и является частью программы по Социально – эмоциональному развитию детей 6 – 8 лет, которая реализуется в нашей школе с 2020 года. Практика «Добрые письма» представляет собой серию связанных между собой действий проектного характера, влияющих на улучшение качества отношений между детьми в классе. Практика создает благоприятную атмосферу в классе, обеспечивает сближение детей и взаимопонимание в детском коллективе, совершенствует стиль общения между детьми, построенный на взаимном уважении и доверии, поддерживает традиции и пункты «Соглашения» класса (документ, в котором дети обозначают ориентиры/правила для создания и сохранения доброжелательной атмосферы в классе на год; создается детьми; располагается в классном уголке; может дополняться в течение года).
Практика реализовалась в ноябре 2024 года в рамках школьной декады отношений и была посвящена Всемирному дню приветствий.
Проблема
По наблюдениям учителя/классного руководителя и других учителей предметников за период сентябрь – октябрь 2024 года был отмечен ростконфликтных ситуаций среди детей класса. Причинами конфликтов в основном являлись обзывания, грубые слова по отношению к одноклассникам; споры, в которых дети не могли прийти к единому мнению, а так же поступление двух новеньких учеников с девиантным поведением, зачастую выступающими инициаторами таких конфликтных ситуаций.Анализ диагностикипо выявлению агрессивности по методике М.Алворда и П. Бейкара показалналичие агрессивностиу 3ч – 11% , среди которых прибывшие ребята. Анализ результатов анкетирования детей подтвердили наблюдения о причинах конфликтов: грубое отношение, оскорбление(дразниться, обзываться) 28ч – 100%; физическое применение силы(толкнул, ударил) 4ч – 14%; обман, несправедливый поступок 5ч – 18%; спор из-за несовпадения точек зрения по какому-либо вопросу7ч – 25%.«Часто ли у тебя возникают конфликты с одноклассниками?» часто (каждый день) 5ч – 18%; редко6ч – 21%; никогда 2ч – 7%.На вопрос«Как ты ведешь себя в конфликте?» дети ответили: перестаю общаться 5ч – 18%; грублю, обзываюсь 5ч – 18%; физически доказываю свою правоту 4ч – 14%; не обращаю внимания, не вступаю в конфликт 4ч – 14%; обращаюсь за помощью к взрослым 25 ч-89%. «Что помогает чаще всего разрешению конфликтных ситуаций?» дети выбрали ответ - вмешательство взрослых и сверстников 28 - 100% . На вопрос:«Какие чувства ты испытываешь, когда являешься участником либо свидетелем конфликта?»обида и грусть 28 - 100%; страх, тревога 15ч – 54%; злость 4ч – 14%. «С кем из одноклассников тебе не хочется общаться?» выбраны большинством ребят 3ч – 11%. Предложения детей о том, как можно договориться, найти компромисс: говорить вежливые слова 20ч – 71%, помогать товарищу 17ч – 61% , слушать и не перебивать 7ч – 25%;договариваться 6ч – 21%,помириться 8ч- 29%; подружиться 9ч – 32%.
Цель практики:
создание доброжелательной среды в классном коллективе, предоставляющей возможности диалога, доверия, принятие разнообразия, самоопределения, созидания и способствующей развитию навыков конструктивного общения между детьми средствами написания «Добрых писем».
Задачи:
- ознакомить обучающихся с историей появления Всемирного дня приветствий;
- рассмотреть причины актуальности Всемирного дня приветствий в наше время;
-опробовать на практике упражнения и задания, воспитывающие толерантность, принятие разнообразия, доброту и внимательное отношения к окружающим, уважение к мнению своих одноклассников;
- актуализировать знания детей о вербальных и невербальных способах выражения приятных эмоций, способствовать развитию эмоциональной осознанности;
- организовать групповое взаимодействие для развития навыков сотрудничества и конструктивного взаимодействия с опорой на классное «Соглашение»
Основная идея/суть/базовый принцип практики
Создание условий конструктивного общения, накопление социокультурного опыта, путем включения детей в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды деятельности. Обогащение жизненного опыта, проявляющегося в позитивных межличностных отношения для достижения обучающимися личностными и другими универсальными учебными действиями в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2021г.
Продолжительность: 11.11.2024г. - 21.11.2024г. (декада отношений в школе). Дети включены в сопроектирование всех этапов практики.
I этап «Подготовительный»: 11.11-13.11.
На данном этапе проходило информирование детей о декаде отношений в школе и о Всемирном дне приветствий, об основной идее данного дня, причинах его появления. Данный этап погрузил детей в размышления о том, какими бывают письма, когда и для чего их писали и озадачились, пишут ли такие письма в наше время. Так же дети размышляли о добре, взаимоуважении, принятии разнообразия, эмпатии и сопереживании. Дети приняли решение писать друг другу «Добрые письма». Итогом подготовительного этапа стал, созданный детьми алгоритм написания «Доброго письма»
II этап Основной«Организационно - практический»: 14.11-19.11.
На данном этапе дети своими руками создали почтовый ящик с атрибутами приветствий в виде аппликаций и надписи, говорящей о его предназначении. Определили номинации, по которым будут выявлены самые активные участники и начали писать друг другу «Добрые письма», которые опускали в почтовый ящик.В текстах писем дети делаликомплименты друг другу, писали слова поддержки, хвалили адресатов. Чтобы размышления о добре, уважении, принятии не остались просто размышлениями, на протяжении недели дети уделяли друг другу внимание не только на занятиях по социально-эмоциональному развитию, но и во время уроков, во внеурочной деятельности и на переменах.Например, во время перемен проводились игры на сплочение, создавались условия, способствующие развитию умения определять свое эмоциональное состояние, соотносить его с планируемой деятельностью и управлять им. Был проведен конкурс рисунков на тему дня приветствий, где дети выразили свои приятные эмоции в творчестве.
Все виды деятельности напитывали детей позитивными эмоциями и поддерживали желание делиться друг с другом приятными впечатлениями через «Добрые письма».
III этап «Заключительный»:20.11- 21.11.
На данном этапе подводились итоги декады отношений. Дети вскрыли почтовый ящик, выбрали почтальонов, которые доставили письма адресатам. Затем, путем подсчета писем, выяснили, кто больше всех получил писем, и кто больше всех написал. Интересными были размышления о том, что было приятнее, получать или писать письма и потом смотреть, как на них реагирует адресат. Большинство детей отметили, что им было приятно получать письма, но еще приятнее видеть, как радуются адресаты их писем. В завершении данного этапа дети проголосовали за самое интересное и креативно оформленное письмо, лучший рисунок, выбрали самое «Доброе письмо» и обсудили, почему они именно это письмо сочли самым добрым. Самые активные участники были награждены грамотами. На процедуре рефлексии дети поделились впечатлениями, приобретенными знаниями, возникшими трудностями и их преодолением. По итогам всех обсуждений дети приняли решение дополнить классное «Соглашение» новыми пунктами о необходимости поддержки друг друга и взаимном уважении.
Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) для реализации практики
Данная практика является авторской. В ее основе лежит метод проектов, концепция развития эмоционального интеллекта.
Суть метода для реализации практики заключается в последовательности педагогических действий на основе четко осознанного плана для достижений цели практики.
Приемы/способы/методы/формы для реализации практики представлены в Учебно-методическом комплексе по социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста (1-4 класс), который прошел психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендован к интеграции в систему дошкольного и общего образования, а также к использованию в рамках развития личностного потенциала детей.Авторы материалов учебно-методических комплектов: А.В.Макарчук, М.И. Катеева, Н.Е. Рычка.Приемы: «Поддержка мотивации», «Доброжелательность», «Ситуация выбора», «Тайное голосование», «Сотрудничество», «Совместная организация», «Примерочная», «Событие», «Демонстрация успехов», «Парковка»,«Обратная связь», «Награждение».
Развивающая предметно-пространственная среда:
- содержательно – насыщенная (материалы, обеспечивающие познавательную, исследовательскую и творческую активность, межпредметные связи);
- информативная, понятная, доступная (участие в разных видах деятельности не зависимо от национальности, состояния здоровья, способностей);
- вариативная (появление новых материалов, использование различных пространств);
- трансформируемая (перестановка парт, передвижных мольбертов во время игровых упражнений, работы почтальонов, организации выставки в зависимости от образовательной задачи);
- безопасная (соответствие требованиям безопасного использования материалов, защищенность от возникновения неприятных ситуаций)
- обогащение среды и распространение на другие сферы.
Технологии:Проектная (Джон Дьюи); Игровая (Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев);«Рефлексия»(С.С.Кашлев); ИКТ(М.В.МоисееваЕ.С.ПолатМ.В.Бухаркина).
Методы: Словесный - использование стихов, слов и фраз приветствий на разных языках (А. К. Аксёнова, В. Г. Петрова, В. В. Воронкова, Э. В. Якубовская, Т. А. Ладыженская); Наглядный (Я. А. Коменский); Поощрение (А.С.Макаренко); Планирование работы (М. М. Поташник);Алгоритм-педагогический подход (Л. Н. Ланда) принаписании «Доброго письма», выработанного детьми в процессе обсуждения;«Пример», как метод воспитания(Б. Т. Лихачёв).
Результаты (образовательные и прочие), которые обеспечивает практика:
-обучающиеся ознакомлены с историей появления Всемирного дня приветствий;
- рассмотрены причины актуальности Всемирного дня приветствий в наше время;
-апробированы на практике упражнения и задания, воспитывающие толерантность, принятие разнообразия, доброту и внимательное отношения к окружающим, уважение к мнению своих одноклассников; создан банк таких упражнений (Приложение № 3 в Мини-проекте «Добрые письма»);
- созданы условия для развития эмоциональной осознанности детей;
-организовано групповое взаимодействие для развития навыков сотрудничества и конструктивного взаимодействия с опорой на классное «Соглашение»
В результате работы собрана копилка «Добрых писем».
Продукты проекта:выставка рисунков по теме «Всемирный день приветствий 2024», почтовый ящик класса, грамоты по результатам проекта в номинациях «Получатель», «Отправитель», «Лучший рисунок», «Самое доброе письмо»; «Самое креативно оформленное письмо».
В классе образовалась традиция написания «Добрых писем» именинникам, поздравлений с Новым годом не только тех одноклассников, с которыми общаешься ближе, но и поздравление того, чье имя вытянул тайно из мешочка. Таким образом, не один ребенок не остается без «Доброго письма». Учитель так же принимает участие в этом ритуале. Таким же образом пройдет написание «Добрых писем» мальчикам к 23 февраля и девочкам к 8 Марта. Кто-то из мальчиков тайно вытянет имя учителя и напишет ему«Доброе письмо», а учитель вместе с девочками инкогнито напишу письмо мальчику, чье имя вытянет так же тайно, как и дети из мешочка.К 9 Мая «Добрые письма» будут адресованы Ветеранам ВОв и участникам «СВО».
По результатам наблюдений учителя/классного руководителя и других педагогов предметников в течение двух месяцев после проведения мини-проекта «Добрые письма», посвященного Всемирному дню приветствий в рамках декады отношений в школеотмечена положительная динамика в межличностных отношениях между детьми класса. Дети проявляют желание не только определять свое эмоциональное состояние, но и управлять им: сдерживать свои эмоции, не вступать в конфликт, принимать «Другого» таким, какой он есть. Они чаще стали употреблять вежливые слова по отношению друг к другу. Внесли дополнение в «Соглашение», добавив в него слова «извиняться» и «прощать» и стараются следовать им.
Результаты опроса детей показали, что работать в проекте понравилось всем 100%. На вопрос: « Что именно понравилось?» дети ответили так: сочинять письмо: 19 ч. – 70%; рисовать: 17 ч. – 63%; читать письма: 25 ч. - 93%,считать, кто сколько получил/написал писем: 8 ч. – 30%; раздавать письма: 9 ч. – 33%; другое: 25ч.-93%. «Что нового ты узнал?»: историю появления дня приветствий: 25ч.-93%; зачем пишут письма и что в них можно написать: 23 ч. – 85%; как написать «Доброе письмо»: 23 ч. – 85%; другое: 19 ч. – 70%.«Какие эмоции ты испытывал на протяжении проекта?»: приятные, радостные: 27 ч.-100%. «Хотел бы ты продолжить написание «Добрых писем?»: да: 27 ч. – 100%. « В каких жизненных ситуациях еще можно писать «Добрые письма?»: различные праздники, дни рождения: 27 ч.- 100%.
Во время рефлексии-устных ответах ребят в день окончания проекта, на вопрос: «Возникали ли трудности в процессе работы в проекте?» ребята отметили, что затруднялись в грамотном написании письма и поэтому им приходилось часто просить помощи у учителя.
Результаты опросародителей подтверждают заинтересованность детей в проекте.«Рассказал ли ребенок о проекте «Добрые письма»?»: да: 27 ч. – 100%. «Какими эмоциями, впечатлениями ребенок поделился с Вами?»: радость, восторг, приятные впечатления: 27 ч. – 100%. «Ваше мнение о том, насколько эффективна данная практика для сплочения классного коллектива и создания/поддержания благоприятной атмосферы в классе?»:очень эффективна, полезна, нужна: 27 ч. – 100%. «Поддерживаете ли Вы детскую инициативу продолжить написание добрых писем-поздравлений с Днем рождения и другими праздниками?»:да27ч.–100%.«Ваши предложения»: проводить подобные проекты, мероприятия, походы, экскурсии, групповые выходы в театр: 25ч.-93%; нет ответа: 2 ч. - 7%. Родители отметили, что дети меньше жалуются/ябедничают на своих одноклассников, более сдержанно высказываются о ситуации ссоры/спора, даже хвастаются, что смогли не продолжить/вступить в конфликт. Так же родители отметили, что им понравилась включенность учителя в написание «Добрых писем». Каждый ребенок получил хотя бы одно письмо от учителя, в котором тот мог похвалить за хорошую подготовку домашнего задания, ответы на каком – либо уроке, поведение, внешний вид и т.д.
При анализе результатов опроса детей и родителей было выявлено, что данная практика включения детей в совместную проектную деятельность действительно эффективна в работе педагога/классного руководителя по сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, способствует социокультурному развитию детей младшего школьного возраста, а так же овладению обучающимися на практике личностными и другими универсальными учебными действиями.
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
Наблюдение, письменный опрос обучающихся и родителей«Обратная связь».
Проблемы, трудности в реализации практики, с которыми пришлось столкнуться
Поддержка мотивации обучающихся с девиантным поведением.
Планируется и в дальнейшем привлекать/приобщать этих детей к групповым формам работы в классном коллективе, как в урочное, так и внеурочное время. Во время переменпроводить игры для снятия раздражительности и напряжения. Включать такие упражнения в физминутки во время урока. В индивидуальных беседах помогатьразбираться в конфликтных ситуациях и показывать мирные способы решения. Продолжить комплексную работу с родителями по выстраиванию совместной траектории воспитательных мер воздействия.