Краткое название образовательной организации (согласно Уставу)
Проект "Шаг на встречу"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №21»
2. Тема городского проекта
«Шаг навстречу» – социальная поддержка и работа волонтеров с людьми старшего поколения, находящимися в трудной жизненной ситуации (соответствует задаче «Воспитание»)
3. Срок реализации проекта
01.06.2022 - 01.06.2023
4. Целевая группа (категория/состав/возраст, охват/доля/количество)
- Люди старшего поколения – не менее 30 человек, в том числе учителя, ушедшие на заслуженный отдых (не менее 3 человек);
- 95% обучающихся с 1 по 11 класс;
- Заместитель директора по воспитательной работе;
- 2 педагога-организатора;
- учителя физической культуры, ИЗО, музыки, технологии, классные руководители, педагоги дополнительного образования – не менее 7 человек.
5. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ/МОДЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕОБРАЗУЕМОЙ ОБЛАСТИ
Пожилые люди, выпадая из системы трудовых, семейных отношений испытывают чувство ненужности, отверженности, что в итоге может привести к депрессии. Это усугубляется возрастными изменениями (физическое состояние, ухудшение характера, консерватизм, отсутствие гибкости психики). Проект направлен на установление и развитие межпоколенческих связей между пожилыми людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и обучающимися школы, через серию совместных событий, прожитых совместно.
5.1 Описание пространства, где будет организована образовательная деятельность
Образовательная деятельность будет организована на территории МАОУ «КУГ №1 – Универс», МБОУ «Гимназия №9», МАОУ «Средняя школа №19». В зданиях есть помещения, в которых можно проводить клубные встречи, спортивный зал. На территории школ размещены спортивные сооружения, имеются площадки для совместных встреч. На микроучастке планируется использовать зеленые зоны, места отдыха и спортивные площадки.
6. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
6.1 Цель
Вовлечение в пространство социального взаимодействия категории пожилых людей, испытывающих проблему одиночества, вовлечение обучающихся школы с целью формирования социально-активной позиции, их самореализации через добровольческую деятельность, воспитание чувства уважения к старшим.
6.2 Критерии достижения цели проекта
- Проведены запланированные мероприятия, где пожилые люди будут выступать в качестве мастера-транслятора своего опыта (жизненного, творческого, профессионального) с одной стороны, и в качестве обучающихся новым навыкам, с другой стороны. Получены положительные отзывы со стороны старшего поколения и со стороны обучающихся.
- Мероприятия включены в школьный план воспитательной работы.
- В школе сформирован волонтерский актив, имеющий навыки работы с людьми старшего поколения.
- Не менее 95% обучающихся приняли участие в каком-либо мероприятии с людьми старшего поколения.
- Не менее 30 человек старшего поколения вовлечено в совместную деятельность.
- К участию в проекте привлечены учителя школы, ушедшие на заслуженный отдых (не менее 3 человек).
- При подготовке мероприятий, во время их проведения обучающиеся демонстрируют уважительное, доброжелательное отношение к старшим.
- Обучающиеся принимают активное участие в планировании текущих мероприятий со старшим поколением, предлагают свои идеи, мероприятия на 2023-2024 учебный год.
6.3 Задачи
- Включить в подготовку мероприятий разновозрастные группы обучающихся.
- Разработать и провести запланированные мероприятия для людей старшего поколения.
- Привлечь пожилых людей, в том числе учителей школы, ушедших на заслуженный отдых, для проведения ими мероприятий для обучающихся и для жителей микрорайона.
- Включить мероприятия в школьный план воспитательной работы.
- Сформировать волонтерский школьный актив, имеющий навыки работы с людьми старшего поколения.
7. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
7.1 Внешние требования, обуславливающие необходимость изменений в преобразуемой области (с цитированием фрагмента документа/источника и указанием ссылки)
«Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве»
https://iq.hse.ru/news/236653794.html
«Пожилые люди, живущие в одиночестве, лишены общения даже с близкими и часто замыкаются в себе, что негативно сказывается на их здоровье. Необходимо вовлекать пожилых в активную социальную жизнь с учетом их потребностей и мотивации…» (Е. Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ)
https://nafi.ru/analytics/v-rossii-bolee-7-millionov-odinokikh-pozhilykh-lyudey/
7.2. Проблема/проблемная ситуация в деятельности образовательной организации, на решение которой направлен проект
В последние годы дети реже общаются со старшим поколением, утрачивается взаимопонимание, появляется потребительское со стороны детей отношение к старшим.
7.3. Причины, обуславливающие проблему/проблемную ситуацию
Считающиеся традиционными мероприятия, проводящиеся для людей старшего возраста (концерт, посвященный Дню Победы, выезды ребят в Дом престарелых, социальные акции) не решают проблему недостаточно уважительного отношения к старшему поколению в связи с небольшим количеством участвующих в мероприятиях ребят.
8. Этапы и мероприятия согласно сроку реализации по достижению цели с указанием ответственных лиц и сроков проведения
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
---|---|---|
Определение групп людей старшего поколения. Приглашение их к совместному участию в мероприятиях. Встреча для определения совместных мероприятий с учителями, ушедшими на заслуженный отдых |
Июнь 2022 Сентябрь 2022 |
Куваева Т.А. |
Обсуждение с детьми прошедшего мероприятия | Июнь-июль 2022 (сразу после проведения) | Куваева Т.А. |
Пленэр на открытом воздухе «Рисуем лето», «Рисуем осень», организованные силами воспитанников-волонтеров Художественной школы |
Июнь 2022 Сентябрь 2022 |
Куваева Т.А. |
Обсуждение с детьми прошедшего мероприятия | Июнь, сентябрь 2022 (сразу после проведения) | Куваева Т.А. |
Подготовка ребят к проведению зарядок на свежем воздухе. Отбор инвентаря |
До 10 сентября 2022 До 5 мая 2022 |
Авдеева Р.В. |
Совместная зарядка на свежем отдыхе по Реутскому (целостный подход к физкультуре как к средству развития ума и способности полноценно общаться) |
Сентябрь 2022 Май 2023 |
Авдеева Р.В. |
Обсуждение с детьми прошедшего мероприятия | сразу после проведения | Авдеева Р.В. |
Объявления о начале работы клубов «Винил» и «Секреты бабушек» | Сентябрь | Куваева Т.А. |
Клуб «Винил («Голоса ушедшей эпохи»)» | Октябрь 2022, декабрь 2022, февраль 2023, апрель 2023 | Куваева Т.А. |
Обсуждение с детьми прошедшего мероприятия | сразу после проведения | Куваева Т.А. |
Подготовка Дня пожилого человека | Сентябрь 2022 | Куваева Т.А. |
Международный День пожилого человека | Октябрь 2022 | Куваева Т.А. |
Обсуждение с детьми прошедшего мероприятия | сразу после проведения | Классные руководители |
9. Ресурсы
Имеющиеся в образовательной организации:
- кадровые: педагогические работники и обучающиеся 1-11 классов, включая волонтеров, МБОУ СШ № 21;
- материально-технические: набор однолетних семян, наборы садовых инструментов, набор канцелярских товаров для организации пленэра, Бренд Волл, памятные призы, подарки
- организационно-административные: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор.
Привлекаемые со стороны:
- кадровые: сотрудники управления социальной службы в Октябрьском районе; сотрудники Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста Октябрьского района.
10. Бюджет проекта (источники, характер и размер финансово-экономического обеспечения)
Используем имеющиеся ресурсы
11. Ожидаемый результат реализации проекта
- в аспекте формирования образовательных результатов:
формирование личностных образовательных результатов, социальная активность, неравнодушие к месту, где живешь, проектная деятельность
- в аспекте улучшения условий образовательной деятельности:
дополнительные мероприятия в плане воспитательной работы
- в аспекте эффективности деятельности педагогических и управленческих кадров:
развитие волонтерства как социально важного элемента социально-ответственного отношения к обществу
- в аспекте инфраструктурного переустройства:
стенды.