
- Автор
- Чернова Мария Анатольевна
- Класс
- 5-11 класс
- Предмет
- Литература
- Вид материала
- Педагогическая практика
Написание сочинения остаётся для учащихся любого возраста одним из самых сложных заданий. Нередко без пяти минут выпускники школы испытывают страх перед итоговым сочинением, несмотря на годы изучения литературы и сотни написанных творческих работ. Чтобы поменять отношение детей к сочинению как форме работы на уроках литературы, а также чтобы развивать мышление учеников посредством создания письменных работ по литературе, начиная с 5-го класса, использую темы итогового сочинения для 11-го класса как инструмент для возникновения и развития детской мысли.
Цель описываемой практики – организация деятельности на уроках литературы, способствующей развитию у учащихся 5-х классов мышления как необходимой способности для выполнения устных и письменных работ по литературе.
Практика построена на систематическом использовании вопросов итогового сочинения для выпускников школы на уроках литературы в пятых классах.
Такая деятельность позволяет организовывать работу в группах, где учащиеся, взаимодействуя, учатся находить ответ на поставленный вопрос. Систематическая работа приводит к тому, что школьники учатся выражать свои мысли, используя в качестве аргументации изучаемое на уроках литературное произведение.
В ходе практики, изучая, например, рассказ «Кавказский пленник» в 5-м классе, организую работу в пяти группах. Каждой группе достаётся по одному вопросу итогового сочинения: «Из-за чего возникает разочарование в людях?», «Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?», «В каких обстоятельствах проверяется дружба?», «Что может привести человека в отчаяние?», «Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?», «Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства?».
Пятиклассники, взаимодействуя, моделируют ответ. Так, отвечая на вопрос «Из-за чего возникает разочарование в людях», они сразу поняли, что героем, вызывающим разочарование, в изучаемом рассказе Л.Н. Толстого является Костылин. Потому что он с самого начала знакомства с Жилиным нарушает «уговор - не разъезжаться», думает только о себе. И далее, вспоминая, анализируя поведение Костылина, а также противопоставляя его поведению Жилина, пятиклассники отмечают его «смирность» в отрывке, где надо сообщить родным о выкупе, его скуку и бездействие в ожидании «присылки денег», «заробел», когда Жилин предложил ему бежать, «покряхтывание», «оханье», страх, слабохарактерность во время побега.
Подводя итоги, вывожу учащихся на рассуждение о личностном потенциале героев рассказа «Кавказский пленник». Формулируя ответ на вопрос, какие выборы совершали герои и к каким результатам эти выборы привели, дети говорят, что герои постоянно принимают решения, и в зависимости от них, раскрывается характер героя. Так, Костылин, спасаясь от татар в начале рассказа, нарушает кодекс офицера, предавая товарища.
Размышляя о целях героев и способах их достижения, пятиклассники отмечают, что Жилин с самого начала осознаёт, что он сбежит, и чтобы осуществить свой план, он располагает к себе Абдул-Мурата, Дину и других жителей аула, делая куклы, чиня часы, оружие и даже «подлечивая» больного.
Рассуждая о том, с какими вызовами столкнулись герои и как они их преодолевали, не теряя своего я, учащиеся говорят о не сломившемся из-за неудачного побега Жилине, который, несмотря на колодки, очень плохую еду, продолжал лепить кукол для Дины, то есть заниматься делом, не переставая думать о своём освобождении.
Cредства (технологии, методы, формы, способы и т.д.):
Работа в группах с применением техник «Письмо без остановки», «Письмо по кругу». Техника озадачивающих вопросов, позволяющих детям размышлять о причинно-следственных связях, о выборах, которые совершают герои произведений, о достижении ими поставленных целей и о преодолении трудностей на пути к целям.
Результаты:
Ожидаемый результат связан с долгосрочной перспективой приобретения детьми опыта выполнения подобного рода работы, к моменту окончания школы не будут испытывать страх перед итоговым сочинением и смогут создать собственный интересный, взрослый, незаурядный текст.
В результате практики дети получат навык конструирования устного и письменного рассуждения/ высказывания на предложенную тему с использованием в качестве аргументации своей позиции литературного материала, изучаемого на уроках литературы.
Используемая практика помогает организовать эффективное занятие по развитию мышления и улучшить учебные результаты.
За полгода из 30 учащихся 15 человек демонстрируют стабильно высокий результат не ниже 4-5 баллов. Устанавливают связи между изображёнными писателем событиями и действиями героев, высказывают и обосновывают собственную точку зрения на вопрос, сформулированный в формате темы итогового сочинения для учащихся 11-х классов, опираясь на изучаемые художественные произведения в 5-м класс, то есть находят связь между поставленным вопросом и только что прочитанным ими литературным текстом.