МАОУ СШ №21
г. Красноярск
  • Сочинение по литературе как способ развития мышления..
    Сочинение по литературе как способ развития мышления.
    Литература
    5-11 класс
    Автор
    Чернова Мария Анатольевна
    Класс
    5-11 класс
    Предмет
    Литература
    Вид материала
    Педагогическая практика

    Написание сочинения остаётся для учащихся любого возраста одним из самых сложных заданий.  Нередко без пяти минут выпускники  школы испытывают страх перед итоговым сочинением, несмотря на годы изучения литературы и сотни написанных творческих работ. Чтобы поменять отношение детей к сочинению как форме работы на уроках литературы, а также чтобы  развивать мышление учеников посредством создания письменных работ по литературе, начиная с 5-го класса, использую темы итогового сочинения для 11-го класса как инструмент для возникновения и развития детской мысли.

    Цель описываемой практики – организация деятельности на уроках литературы, способствующей развитию у учащихся 5-х классов мышления как необходимой способности для выполнения устных и письменных работ по литературе.

    Практика построена на систематическом использовании вопросов итогового сочинения для выпускников школы на уроках литературы в  пятых классах.

    Такая деятельность позволяет организовывать работу в группах, где учащиеся, взаимодействуя, учатся находить ответ на поставленный вопрос. Систематическая работа приводит к тому, что школьники учатся выражать свои мысли, используя в качестве аргументации изучаемое на уроках литературное произведение.

    В ходе практики, изучая, например,  рассказ  «Кавказский пленник» в 5-м классе, организую работу в пяти группах. Каждой группе достаётся по одному вопросу итогового сочинения: «Из-за чего возникает разочарование в людях?», «Что помогает человеку не отчаяться в сложной жизненной ситуации?», «В каких обстоятельствах проверяется дружба?», «Что может привести человека в отчаяние?», «Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?», «Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства?».

             Пятиклассники, взаимодействуя, моделируют ответ. Так, отвечая на вопрос «Из-за чего возникает разочарование в людях», они сразу поняли, что героем, вызывающим разочарование, в изучаемом рассказе Л.Н. Толстого является Костылин. Потому что он с самого начала знакомства с Жилиным нарушает «уговор - не разъезжаться», думает только о себе. И далее, вспоминая, анализируя поведение  Костылина, а также противопоставляя его поведению Жилина, пятиклассники отмечают его «смирность» в отрывке, где надо сообщить родным о выкупе, его скуку и бездействие в ожидании «присылки денег», «заробел», когда Жилин предложил ему бежать, «покряхтывание», «оханье», страх, слабохарактерность во время побега.

             Подводя итоги, вывожу учащихся на рассуждение о личностном потенциале героев рассказа «Кавказский пленник». Формулируя ответ на вопрос, какие выборы совершали герои и к каким результатам эти выборы привели, дети говорят, что  герои  постоянно принимают решения, и в зависимости от них, раскрывается характер героя. Так, Костылин, спасаясь от татар в начале рассказа,  нарушает кодекс офицера, предавая товарища.

             Размышляя о целях героев и способах их достижения, пятиклассники отмечают, что Жилин с самого начала осознаёт, что он сбежит, и чтобы осуществить свой план, он располагает к себе Абдул-Мурата, Дину и других жителей аула, делая куклы, чиня часы, оружие и даже «подлечивая»  больного.

    Рассуждая о том, с какими вызовами столкнулись герои и как они их преодолевали, не теряя своего я, учащиеся говорят о не сломившемся из-за неудачного побега Жилине, который, несмотря на колодки, очень плохую еду, продолжал лепить кукол для Дины, то есть заниматься делом, не переставая думать о своём освобождении.

    Cредства (технологии, методы, формы, способы и т.д.):

             Работа в группах с применением техник  «Письмо без остановки», «Письмо по кругу». Техника озадачивающих вопросов, позволяющих детям размышлять о причинно-следственных связях, о выборах, которые совершают герои произведений, о достижении ими поставленных целей и о преодолении трудностей на пути к целям.

    Результаты:

    Ожидаемый результат связан с долгосрочной перспективой  приобретения детьми опыта выполнения подобного рода работы,  к моменту окончания школы не будут испытывать страх перед  итоговым сочинением и смогут создать собственный интересный, взрослый, незаурядный текст.

             В результате практики дети получат навык конструирования устного и письменного рассуждения/ высказывания на предложенную тему с использованием в качестве аргументации своей позиции литературного материала, изучаемого на уроках литературы.

             Используемая практика помогает организовать эффективное занятие по развитию  мышления  и улучшить учебные результаты.

    За полгода из 30 учащихся 15 человек демонстрируют стабильно высокий результат не ниже 4-5 баллов. Устанавливают связи между изображёнными писателем событиями и действиями героев, высказывают и обосновывают собственную точку зрения на вопрос, сформулированный в формате темы итогового сочинения для учащихся 11-х классов, опираясь на изучаемые художественные произведения в 5-м класс, то есть находят связь между поставленным вопросом и только что прочитанным ими литературным текстом.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике