МАОУ СШ №21
г. Красноярск
  • Геймификация образовательного процесса при помощи введения жетонной системы поощрения на средней ступени обучения.
    5-8 класс
    Автор
    Соколова Валерия Александровна
    Класс
    5-8 класс
    Вид материала
    Педагогическая практика

    Известный факт, что в подростковом возрасте у детей снижается учебная мотивация и мотивация к участию в школьной жизни. Эти возрастные особенности влияют на отношения с педагогами и родителями. Невыполнение домашних заданий, пропуски занятий и пассивность на уроках, отказ от участия в жизни школы, нарушение дисциплины  провоцируют конфликтные ситуации между детьми и взрослыми.

    Ситуация усугубляется еще тем, что школа имеет статус инклюзивной. У нас обучается много детей с ОВЗ и детей, для которых русский язык не является родным. Культурные особенности и ограничения по здоровью также негативно влияют как на учебную мотивацию, так и на вовлечение подростков в жизнь школы.

    Практика направлена на повышение учебной мотивации подростков и мотивации к участию в жизнедеятельности школы.

    Цель практики: создание условий для вовлечения подростков в жизнедеятельность школы и повышения учебной мотивации посредством геймификации образовательного процесса при помощи введение жетонной системы поощрения в подростковой ступени.

    В рамках реализации практики  дети имеют возможность получить жетоны отпедагогов за «полезные» действия.

    Всего 8 видов жетонов – за выполнение домашней работы, творческий подход, спортивные достижения,проявление знаний,ответ на уроке, ответ у доски и помощь.

    Каждый ребенок собирает коллекцию жетонов (по 1 жетону каждой категории), после обменивает на «счастливые билеты».

    Данные билеты позволяют детям:

     повысить отметку на 1 балл, стать героем школы в школьной группе Вконтакте, получить хвалебное письмо от классного руководителя родителям, провести урок вместо учителя,

    получить иммунитет на 1 день от ответов на уроках и т.д. (полный список «Счастливых билетов» в Приложении 1).

    Таким образом, дети реализуют потенциал выбора при обмене жетонов на

    «счастливые билеты».

    Главная ценность практики в том, что детям предоставляется возможность самоопределения, самостоятельного принятия решений и принятия ответственности за свои выборы. Практика развивает у детей потенциал достижения.

    Дети анализируют, какая именно потребность будет закрыта в данный момент, и что им в долгосрочной перспективе более важно (исправить отметку, проявить личностные качества и знания во время проведения урока вместо учителя, или получить признание от других участников образовательного процесса).

    Главным средством реализации практики является внедрение жетонной системы поощрения.

    Результаты.

    Количественные: В геймификацию вовлечены с 2023 года 225 учеников средней ступени (5-8 классов) и 22 педагога.

    Качественные результаты:

    Исходя из исследования оценки уровня школьной мотивации, можно говорить о наличии эффекта, так как средний уровень мотивации по 5-8классам повысился с 4 уровня школьной мотивации, что соответствует низкому уровню и отрицательному отношению к школе, до 3 уровня, что говорит о позитивном отношении к школе, хотя школа привлекает таких детей скорее внеучебной деятельностью.

    Эффекты практики:

    В рамках наблюдения было обнаружено:

    - дети стали чаще выполнять домашние задания;

    - повысилась активность на уроках;

    - часть детей начали выполнять «полезные» действия без внешнего подкрепления, отказываясь брать жетоны. Это говорит о появлении случаев перехода внешней мотивации во внутреннюю.

    Для изучения данного вопроса было проведено мини исследование на оценку уровня школьной мотивации Н. Лускановой. На входном исследовании было выявлено, что средний показатель детей 5-8 классов соответствует низкому уровню школьной мотивации, на промежуточном этапе диагностики уровень повысился.

    Из трудностей можно отметить, что часть педагогов смогли включиться впроцесс только после 3х недель от запуска практики. Данный риск был предварительно учтён, и в качестве вспомогательных действий на классном часе были выдвинуты дети «ответственные в классе за жетоны», которые помогали напоминать педагогам о новых условиях взаимодействия, следить за честностью обмена жетонов в рамках класса и мотивировать педагогов прибегать к внешним способам стимулирования. Наличие данной роли в классе также развивает личностный потенциал выбора и формирует автономию детей от педагогов.

    В качестве второго риска мы выделяли сложности в формировании внешней мотивации. Для решения данной проблемы было поставлено условие: отсутствие чётких критериев вознаграждения жетонами от педагогов.

    Таким образом,дети получали подкрепление не при каждом «полезном» действии, что сопровождалось включением рефлексии и обсуждением вопросов «Почему за одинаковые действия не все учителя выдают жетоны, как можно найти подход к каждому педагогу для достижения цели, нужны ли жетоны для того, чтобы быть успешным».  В итоге дети активно пользовались возможностью проявить креативность при попытках достижения нужного билета.

    Первоначально они выбирали «счастливые билеты», связанные с повышением отметки на контрольной или иммунитетом, чтобы их не спрашивали на уроке. После получения 1-3 таких билетов, ценность отметок упала, что спровоцировало детей брать билеты, связанные с позитивным самопроявлением (стань героем школы, провести урок и т.д.).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике