МАОУ СШ №21
г. Красноярск
  • Игропрактики на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ и детей-инофонов в рамках инклюзивного образования..
    Игропрактики на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ и детей-инофонов в рамках инклюзивного образования.
    Родной язык
    5-6 класс
    Автор
    Голощапова Татьяна Александровна
    Класс
    5-6 класс
    Предмет
    Родной язык
    Вид материала
    Педагогическая практика

    С 2020 года МАОУ СШ № 21 является участницей Программы «Развивающая среда» БФ «Вклад в будущее» Сбера.

    С 2023 года школа является по базовой площадкой КК ИПКиПП РО по организации инклюзивного процесса образования детей, для которых русский язык не является родным.

    Школа создает образовательную среду, предоставляющую возможности для вовлечения детей, имеющих ограничения по здоровью и детей инофонов  в полноценное участие в жизни школы.

    Представляемая практика направлена на помощь детям, требующим повышенного внимания в адаптации и социализации в освоении русского языка с учетом возрастных и культурных особенностей.

    Проблема:

    Дети с ограничениями по здоровью и дети -инофоны испытывают сложности с освоением образовательной программы по русскому языку и другим предметам, что влияет на их мотивацию к обучению и приводит к дисциплинарным проблемам. Кроме того, такие дети испытывают сложности в общении со сверстниками, что приводит к конфликтам.

    Цель:

    Целью практики является помощь обозначенной группе детей в освоении отдельных тем учебной программы по русскому языку посредством обучающих игропрактик.

    Ключевые задачи:

    Анализ и отбор актуальных педагогических технологий, помогающих детям с ОВЗ и детям-инофонам в освоении тем учебной программы по русскому языку;

    На основе подобранного материала разработать универсальные игропрактики и внедрить их в учебный процесс.

    Разработанные игропрактики применяются мной с 2023 года по сегодняшний день для 5 и 6 классов. Обозначенная возрастная группа имеет большую заинтересованность в различных игровых процессах. Совмещение учебного материала и различных игровых механик позволяет преодолеть мотивационный барьер учащихся и максимально продуктивно вовлечь их в учебный процесс. Практика представляет собой совокупность игр, направленных на образование словоформ, совершенствование техники выразительного чтения, умение мыслить нестандартно, расширение лигвокультурологического поля, совершенствовании дикции, рефлексию.

    Средства:

    На занятиях создается особая образовательная среда, поддерживающая ценности развития личностного потенциала, такие как диалог, доверие, разнообразие, обеспечивающие максимальное вовлечение детей в образовательный процесс при помощи тематических игропрактик, помогающих освоить темы русского языка.

    В качестве примеров, разработанных игропрактик, можно рассмотреть следующее:

    • Игра «Кто в кабинете живет?». Учащиеся получают номера, соответствующие строчкам стихотворения, затем выполняется построчное ролевое чтение. В стихотворении при этом включается предмет проблемного обсуждения для установления темы урока (см. приложение 1 – проблемное стихотворение по теме «Сослагательное наклонение» 6 класс).
    • Игра «Образуй». В ходе игры учащиеся посредством анализ графически представленных элементов формируют необходимые словоформы (см. приложение 2 – игра «Образуй»).
    • Игра «Фантазируем». Юмористическая игра, в ходе которой ученики представляют друг друга в роле различных предметов с соответствующими этим предметам признаки. (см. приложение 3 – игра «Фантазируй»).
    • Игра «Скороговорение». В ходе игры учащиеся соревнуются в правильности произнесения скороговорок. Для данной игры учителю необходимо адаптировать фольклорные единицы к необходимой теме (см. приложение 4 – речевая разминка).
    • Невербальная игра «Лайк-Дизлайк». В ходе игры ученики невербальными сигналами оценивают правдивость предложенных тезисов (см. приложение 5 – игра «Лайк-Дизлайк»).

    Описанные и другие приёмы практики базируются на интерактивных технологиях, технологии развития критического мышления, проблемно-поискового методе, индивидуальной работе, взаимопроверке.

    Результаты:

    Сравнение показателя качества в текущих классах и классах предыдущих лет, в которых не использовалась данная практика, показывает качественный прирост на 9%.

    Успеваемость классов, работа в которых ведётся с использованием практики, повысилась с 87% до 94%.

    Устные опросы, письменные работы, тестовые задания, диктанты.

    Сложно удерживать тайминг урока и следовать плану из-за особенностей мышления и психологических особенностей детей вышеназванных категорий. Приходится адаптироваться под возможности детей.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике