- Автор
- Полякова Елена Валерьевна
- Класс
- 5-11 класс
- Предмет
- Математика
- Вид материала
- Педагогическая практика
Цели и задачи:
Основой задачей дифференциации является дифференциация помощи ученикам в учебе, а не упрощение сложности требований. При выполнении задания с дозированной помощью учащийся получает необходимые инструкции.
Моя практика предполагает реализацию технологии дифференцированного обучения математике на различных этапах урока и подборка системы дифференцированных контролирующих заданий по математике для 6а и 6б классов.
Решение проблем:
Развитие личностного потенциала обучающихся через применение дифференцированного подхода в обучении математике. Создание условий для максимального развития способностей, удовлетворения познавательных потребностей каждому ученику.
Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?
Учет индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся, учет уровня подготовки каждого ученика, обучение часто болеющих детей…. Учебные цели одинаковы для всех учащихся, но метод или подход к обучению различаются в зависимости от предпочтений каждого учащегося. Учащиеся полагаются на руководство учителя для поддержки своего обучения (ученики не участвуют в планировании своего обучения). Уровень учащегося определяет учитель после тестирования по теме.
Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?
Я только начала применять! В идеале я вижу так:
Методика может применяться в разных ситуациях – на постоянной основе или тогда, когда есть потребность. Изучение материала проходит в комфортном темпе. Отсутствует страх не успеть разобраться или сделать ошибку. Учеба становится интересной. Меняющиеся задания, использование разных видов активности и работа в команде друзей – все это сильно вовлекает в процесс.
Методики: групповая работа с учетом уровня подготовки учеников; дифференциация темпов освоения материала; использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Способы организации: по степени самостоятельности обучающихся, по уровню трудности заданий, по объему учебного материала; по уровню творчества; по степени и характеру помощи взрослого.
Мои примеры использования дифференцированного подхода:
*Организация групповой работы как основная формаПостроение работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3-5 человек. В частности, предполагается составление учителем инструкций по выполнению заданий, алгоритма и т.п.
Виды групп:
Учащиеся с низким темпом работы, базовым уровнем успеваемости и копирующей самостоятельностью;
Учащиеся с низким темпом работы, средним уровнем успеваемости и воспроизводяще-выборочной самостоятельностью
Учащиеся с высоким темпом работы, базовой успеваемостью и копирующей самостоятельностью
Учащиеся с высоким темпом работы, средним уровнем успеваемости и творческой самостоятельностью
Учащиеся с высоким темпом работы, высокой успеваемостью и воспроизводяще-выборочной самостоятельностью
*Отработка пропусков. В зимний сезон часть учеников пропускает занятия и отстает от программы. Наверстывать пропущенное предстоит самостоятельно или на отдельных консультациях. Выходом может стать дифференциация. Таких одноклассников можно временно объединить в небольшую группу, чтобы на уроке в течение 10 минут повторить с ними пропущенный материал. Другие ученики в это время делают дополнительные задачки по пройденной теме.
*Изучение нового материала. Кто-то схватывает на лету, а другому нужно решить типовые задачи несколько раз, чтобы разобраться. Пока одна подгруппа, не спеша, повторяет материал, ребята из другой команды могут получить нетиповое упражнение или пример повышенной сложности. Главное, что в итоге все успешно усвоили тему.
*Дифференцированная самостоятельная работа
Дифференциация здесь осуществляется таким способом, что учащимся даются задания, которые варьируются в зависимости от их индивидуальных особенностей, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Учитель готовит для детей упражнения разной сложности в зависимости от способностей и степени усвоения темы. Предполагается разделение на подгруппы. В каждой из них – одноклассники, похожие по уровню подготовки. Если у ребят возникли сложности по результатам теста, для их команды задача будет чуть проще, с повторением тех моментов, где были затруднения. Для тех, кто все схватывает быстро, можно подготовить более сложную задачу, чтобы они не скучали и двигались дальше.
*Дифференцированная домашняя работа. При планировании дз учитель может разрабатывать персональные задания для разных групп. В некоторых случаях - для каждого конкретного ребенка. Это возможность тем, кто не успевает – спокойно разобраться, а тем, кто сразу все понял – проявить себя и продвинуться по этой теме еще дальше.
*Дифференцированный подход в перевернутом классе
ДЗ – это изучение теории в удобном формате: видеоуроки, лекции, учебные материалы. После этого на уроке дети занимаются практикой. Одноклассники под контролем учителя разбираются, как использовать изученную теорию, решать нестандартные задачи. И здесь как раз удобен дифференцированный подход. Взаимодействие учащихся онлайн происходит внутри минигрупп с учетом того, как им далась самоподготовка по этой теме.
Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?
Повышения уровня знаний, повышение мотивации, создания ситуации успеха, умение проводить самооценку и совершенствовать самоорганизацию обучающихся
Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
Внутренняя оценка: текущий контроль, мониторинг. Важно: оценивание включает в себя тестирование, самостоятельные работы (пробная и контролирующая) по графику, и учитель предоставляет быструю обратную связь для исправления, анализа ошибок и, в целом, для успешного продвижения в обучении по данной теме.
Внешняя оценка: проверочные работы на предметной и метапредметной основе, разработанные на разном уровне, итоговая аттестация
С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?
Требуется много времени для подготовки дифференцированных заданий, поэтому использую разработки дидактических материалов другими педагогами и адаптирую под себя. Методика требует от учителя более тщательной подготовки к занятиям. Необходимы задания нескольких уровней сложности, а также регулярное тестирование детей, чтобы правильно распределить их по минигруппам.