- Автор
- Табурчинова Нина Викторовна
- Класс
- 2 класс
- Предмет
- Литературное чтение
- Программа
- Школа России
- Издательство
- Просвещение
- Вид материала
- Педагогическая практика
Развитие потенциала достижения и тренировка потенциала жизнестойкости. Используя приемы технологии развития критического и креативного мышления, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, умение формировать свою точку зрения, при этом выбирать нужную информацию из текста в этапах урока, приобретая при этом предметно-специфические навыки: Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве со сверстниками; составлять план решения учебной проблемы совместно с членами группы; решать проблему, работать с информацией, читать информацию, представленную в виде карты понятий, а также созданиеи понимания необходимости познания окружающей среды образного представления о красоте русской природы зимой,чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
На основе расширения своего кругозора посредством произведений русских писателей, поэтов, композиторов, художников. Работать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст –иллюстрация, таблица, схема, толковый словарь) .Руководствоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, различать понятия:, обобщать, расширять и систематизировать представления о зиме на основе изученных произведений литературы и искусства. Связь с предметами: Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология. Проблемы, возникающие в ходе урока: при работе в группах учителю лучше выступать в роли консультанта, то есть не задавать чётких правил и алгоритмов для решения задачи. Важно также, чтобы ученики не боялись осуждения, высказывая свои идеи и мысли, даже ошибочные. Этого можно добиться, если учитель будет конструктивен и доброжелателен при критике рассуждений ученика. Борьба со страхом оценки может осуществляться совместное с учениками составление критериев оценивания, поощрение самооценки и взаимной оценки среди учеников.Дети делятся друг с другом мнениями и рассуждениями. Важно, чторебенок, если пассивен вработе, то полезно поручить ему представлять результаты команды. Таким образом, даже если ученик не принимает активного участия в общей работе, ему понадобится вникнуть в то, что делают другие, чтобы потом защитить работу перед классом.
На этом уроке учащиеся выступят в роли сценаристов), предварительно придумав сюжет сказки с хорошим концом. Работа представляется малыми группами при поиске информации, преобразовании информации из одной формы в другую, при проведении сравнительного анализа проведения зимних праздников, умение высказаться, отстоять свою точку зрения, используя свои представления о красоте русской зимы, зимней природы через произведения не только поэтов и писателей, но и композиторов и художников.
В плане реализации проектаосуществляю шаги по организации ситуации готовности к уроку посредством создания эмоциональной обстановки: (фрагменты музыки из произведения Чайковского «Щелкунчик» «Танец снежинок»), оценивания настроения смайликами.
При включении в учебную деятельность учащиеся определяют цельурока, обобщая содержание раздела путем работы над деформированным предложением. (Природа, русская зима, люблю)
Следующим шагом на уроке актуализирую знания учащихся на основе изученных произведенийна уроке.
Озвучиваю, что поступило задание от издательства школьной газеты оформить литературную страничку.
Учащиеся вспоминают авторов и произведения, с которыми они познакомились на уроках, осуществляется работа в парах, заполняют кластеры. Осуществляют взаимопроверку. Высказывают мнения, проверяют по заготовленной заранее схеме и ставят в ячейке + или -.
Учащиеся принимают активное участие в постановке учебной задачи и цели на уроке: диалог в паре, сформированной точке зрения, высказывания при проверке, что получилось, а что нет.
При планировании учебной деятельности предлагаю поработать над картой понятий. Использую Блиц опрос: какие это понятия. На доске появляются слова (природа, зима, проект, новый год, рождество, стихотворный текст, рифма, иллюстратор, редактор). Дети выбирают понятия по теме урока. (пользуются толковым словарем в учебнике)
Работа в группах 4-5 групп, (ее деление осуществляется заранее) создает свою «зимнюю» страницу. Далее, каждая группа получает свое задание и пошаговую инструкцию по его выполнению. Раздаются учителем конверты с листочками и заготовками. Это:заголовок, портреты писателей, выбор произведения, придумывания концовки литературной странички каждой группы, синквейны (слова: снег, мороз, лёд, метель, снежинка, горка).Выбрать одну из иллюстраций, которые вдохновили русских художников к написанию картин о зиме. Предлагается придумать концовку своей странички «Зимней сказки». Использовать выбор праздника зимой, где люди веселятся и радуются. Дается время 15 минут.
Технологии:
Технология «4К», инструмент формирующего оценивания: критериальное самооценивание:техника «обратной связи».
(жестовая оценка, флажком- (зеленый, желтый, красный), критериальное взаимооценивание– (Карта понятий), литературная история, придуманная группой, о зимнем празднике.
Результаты:
Заполнение карты понятий, составление синквейна (использованы слова на тему «Зима»), составлены вопросы и схемы (сопоставление писателей и их произведений), подготовленный кластер, придуманная группой концовка сказки.
Каждая группа представляет свою работу по плану. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, формируют рефлексивные умения при определении границы между знанием и незнанием. планируемого результата. Оценивают своё настроение смайликами.Вспоминают, рассказывают о своей работе, трудностях. Осознают недостаточность имеющихся знаний. Аргументируют причины достижения или отсутствия ее.
Приступая к уроку литературного чтения по теме «Люблю природу русскую. Зима», предназначения которого были не только обобщить знанияучащихся о произведениях и поэтов о зиме,а также сделать акцентна критическом мышлении, креативности, коммуникации, кооперации. По мере формирования этих компетенций ученик будет двигаться от пассивности при выполнении задач к инициативности и самостоятельности, что также можно оценивать по индикаторам в поведении и отслеживать от урока к уроку.
Коммуникация: ученик задаёт вопросы и отвечает на вопросы одноклассников, просит уточнить то, что ему непонятно в рассуждениях другого человека, разъясняет свои идеи, избегает конфликтных ситуаций или устраняет их.
Кооперация: ученик обращается за помощью, слушает чужие аргументы и соглашается с предложениями, встраивает свои действия в работу группы, определяет свой вклад в общую работу, приглашает одноклассников к ответу или выступлению.
Критическое мышление: ученик анализирует информацию, предлагает гипотезы и варианты решения, аргументирует, даёт оценку.
Креативность: ученик предлагает идеи, ценит идеи, предлагаемые другими, применяет базовые умения в нестандартной ситуации, находит оригинальные решения, продолжает поиск новых идей и решений даже после завершения задания.
Работа проходила в группах по четыре–пять человек. Каждая команда познакомилась выбирала названия своей литературной странички, получая ключевые слова, иллюстрации для дальнейшего выполнения работы, после чего по одному человеку из команды представили условный рейтинг, аргументируя свою точку зрения. Дети должны были сами распределить роли — режиссёр, сценарист, оператор и т.д.Продукт создан: литературные странички на доске. Оценивают своё настроение смайликами. Прикрепляют смайлики-снежинки к окну.
Техники формирующего оценивания. Оценочные листы.
Договариваются о ролях каждого, обсуждают и заполняют схему. Оценивают себя по алгоритму внутренней позиции школьника. Высказывают мнения, подводят итог своей работы, оценивают свою работу, высказывая свою позицию. Учащиеся принимают участие в диалоге, обсуждении сформулированной цели. Оценивают себя по алгоритму самооценки и суждений. Называют понятия по теме: «Люблю природу русскую. Зима». Пользуются словарем. Дети объясняют свой выбор, выполняют предложенные задания, применяют установленные правила в планированииспособа решения. Предлагают помощь и сотрудничество.Ребята украшают рисунками свои страницы. Заполняют оценочные листы.