
- Автор
- Хохлова Елена Геннадьевна
- Класс
- 2 класс
- Предмет
- Русский язык
- Программа
- Школа России
- Издательство
- Просвещение
- Вид материала
- Педагогическая практика
Формирующее оценивание на уроках русского языка во 2 классе: составление карты понятий «Главные члены предложения».
Ключевые слова образовательной практики:
Формирующее оценивание, развитие навыков мышления и навыков системной рефлексии, анализ и оценка, командное взаимодействие, коммуникация, визуализация, русский язык, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения, карта понятий, групповая работа.
Практика представлена в виде двух документов:
1) Реестр с описанием техник формирующего оценивания, которые использую в начальной школе с 2020 года.
2) Технологическая карта урока русского языка «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»(раздел программы «Предложение», 8 урок из 12 запланированных часов).
Ключевая проблема:
Привычная нам оценочная система устарела и не имеет практической ценности для развития детей. Формирующее оценивание, в свою очередь, нацелено на развитие у детей навыков системной рефлексии, способности анализировать и критически оценивать свои результаты и результаты одноклассников. Главной ценностью методов формирующего оценивания является то, что они помогают ребенку задать необходимый вектор, мотивируют его на улучшение результатов. А педагог, благодаря таким методам, имеет возможность отслеживать динамику у ребенка в освоении знаний по разным предметам, в данной практике – на уроке русского языка во 2 классе по теме: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».
Данная тема выбрана мной, потому что учащиеся 2 класса испытывают трудности в понимании структуры предложения, особенно в определении главных членов предложения, таких как подлежащее и сказуемое, наблюдается низкий уровень мотивации у детей к изучению предмета.
Цель:
Создать на уроке русского языка условия для развития у детей ключевых навыков 21 века:
- коммуникации;
- критического мышления;
- рассуждения, анализа, интерпретации и обобщения информации;
- системной рефлексии, позволяющих анализировать свои сильные стороны, видеть ошибки и помогать выстраивать работу над этими ошибками по теме «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения».
Задачи:
Организовать групповую и парную работу для обобщениязнаний по теме «Главные члены предложения» в нестандартной ситуации (матрица запоминаний, карта понятий).
Организовать процесс построения карты понятий для закрепления материала.
Провести формирующее оценивание, чтобы дать ученикам своевременную обратную связь.
Основная идея
Данная практика является частью системного применения методов формирующего оценивания на уроках во 2 классе. На примере урока русского языка по теме «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения» демонстрируется применение методов формирующего оценивания, таких как «Карта понятий», «Матрица запоминаний», «Волшебная линеечка», метод неоконченных предложений, оценочные рубрики. Составление карты понятий помогает учащимся глубже понять изучаемую тему благодаря визуализации и активной работе. Формирующее оценивание позволяет выявить трудности на раннем этапе и оперативно помочь каждому ученику.
Суть практики
Заключается в создании понятной и наглядной памятки по теме «Главные члены предложения», которая поможет учащимся не только запомнить, но и понять, что такое главные члены предложения.
Технологии и методы:
1) Методика составления карт понятий (mindmaps), позволяющая визуализировать главные понятия и связи между ними.
2) Формирующее оценивание через наблюдение, устную обратную связь и практические задания.
3) Методика сотрудничества: групповая работа для обсуждения и совместного выполнения заданий, парная работа для осуществления взаимопроверки.
4) Технология развития критического мышления – техника «4 угла».
Формы организации работы:
Фронтальная работа: Введение темы с демонстрацией примеров, беседы на различных этапах урока, рефлексия.
Индивидуальная работа: Каждый ученик самостоятельно определяет главные члены предложений, заполняет листы самооценки на этапе рефлексии.
Работа в парах: Учащиеся проводят взаимопропроверку выполненных упражнений и оценивают работу по ранее заданным критериям.
Групповая работа: Ученики в небольших группах (3-4 человека) заполняют матрицу запоминаний, создают карту понятий, обсуждая и взаимно корректируя работу.
Социально-эмоциональное развитие детей – анализ своего эмоционального состояния в настоящий момент смайликами и квадратом настроения; эмоциональное отношение к совместной деятельности через заполнение листов самооценки работы группы и себя.
Инструменты:
Интерактивная доска для демонстрации презентации общего процесса.
Примеры предложений с заданиями для практики.
Бумажные листы с макетом матрицы запоминаний по количеству групп.
Бумажные шаблоны карт понятий с основными ветвями, карточки с понятиями.
Листы самооценки работы группы.
Листы самооценки своей работы в группе.
Этапы реализации:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Урок начинается с анализа эмоционального состояния детей в настоящий момент с помощью квадрата настроения.
2. Включение в учебную деятельность, каллиграфическая минутка.
Анализируют написание буквы «Я», прописывают семь раз эту букву.
Оценивают свою работу по ранее заданным критериям с помощью «волшебной линеечки». Выполняют творческое задание – составляют ребус «7Я». Объясняют лексическое значение слова «семья», сравнивают свои объяснения со словарём Н.Д. Ушакова.
3. Актуализация имеющихся знаний и опыта.
Анализируют предложение «Я люблю свою семью»: называют признаки предложения и выделяют главные члены. Записывают предложение, выделяют графически основу, осуществляют взаимопроверку по ранее заданным критериям с помощью «волшебной линеечки».
Техника «4 угла»: приготовить аргументы на высказывание «Наш класс – это семья». После обсуждения высказываний дети делятся на группы с помощью разноцветных жетонов.
Работа в группах – заполнение матрицы запоминаний, оценка работы группы – сравнение заполненных матриц с эталоном.
4. Постановка учебной задачи.
Определение границы знаний-незнаний по результатам заполненных матриц, постановка цели урока.
5. Планирование групповой работы.
«Блиц-опрос» - дети называют понятия и линки, которые относятся к теме «Главные члены предложения». Получают шаблон карты понятий для заполнения.
6. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой по заданным критериям.
Заполняют карту понятий. Осуществляют проверку по заданным критериям и оценивают выполненную работу в баллах – метод «оценочные рубрики». Осуществляется рефлексия по результатам групповой работы:заполняют листы оценивания работы группы и себя, обсуждаются трудности, ученики получают обратную связь от учителя.
7. Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение знаний о главных членах с помощью готовой карты понятий, которая становится памяткой для детей.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Проводится рефлексия всего урока с помощью метода неоконченных предложений.
Образовательные результаты:
1) На уроке учащиеся повторяют изученный материал, выполняя практическую работу, включающую разные виды заданий.
2) Продолжают осваивать способы работы с картами понятий для структурирования знаний.
2) Обобщают представления о главных членах предложения и в результате групповой работы создают памятки «Главные члены предложения» на основе карты понятий.
Личностные результаты:
1) Развитие уверенности в своих силах через успешное выполнение заданий.
2) Умение взаимодействовать в коллективе, выражать свои мысли и учитывать мнение других.
3) Повышение интереса к изучению русского языка через активные и увлекательные задания.
Метапредметные результаты, связанные с ЛРОС:
1) Анализируют своё эмоциональное состояние в настоящий момент времени. Оценивают свою работу и партнёра по ранее заданным критериям с помощью «линеечки».
2) Проявляют креативность в ответах.
3) Выстраивают конструктивное взаимодействие и сотрудничество внутри группы.
4) Аргументируют собственные позиции.
5) Сравнивают заполненные в группах матрицы запоминаний и карты понятий с эталоном.
6) Оценивают результат групповой работы по заданным критериям.
Эмоциональная мотивация:
1) Анализ своего эмоционального состояния в настоящий момент времени на протяжении всего урока (смайлики для обозначения эмоций; квадрат настроения).
2) Эмоциональная физминутка.
3) Эмоциональное отношение к совместной деятельности – заполнение листов самооценки работы группы и себя.
4) Повышение уверенности учащихся в их способности разбирать предложения.
Познавательная мотивация:
1) Создание проблемной ситуации для подведения к цели урока – определение границы знаний-незнаний.
2) Развивающая кооперация – групповая работа.
3) Выполнение творческого задания – карта понятий.
Волевая мотивация:
1) Самооценка деятельности и коррекция.
2) Рефлексия поведения – договорённость «самодисциплина».
Социальная мотивация:
1) Поиск контактов и сотрудничества – упражнение «4 угла».
2) Взаимопроверка.
3) Выражение своего отношения к высказыванию жестами (палец вверх – согласен, вниз – не согласен, в сторону – сомневаюсь).
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики:
Наблюдение:
Оценка активности и вовлеченности детей в процессе работы.
В ходе проведения данного урока присутствующие коллеги наблюдали за активностью учеников во время групповых и индивидуальных заданий, вовлеченностью и вниманием детей в процессе выполнения карт понятий и заполняли листы наблюдений.
1) Характеристика организации работы в ходе креативного урока по разделам: формы работы, типы взаимодействия, пространство, взаимодействие и дебаты, обратная связь, внимание к различиям, общая оценка.
2) Листы наблюдения за работой слабого, среднего и сильного учеников по разделам: включение в деятельность, участие в решении, презентация результатов.
Оценка карт понятий:
Анализ полноты, логичности и правильности построения карты.
Групповая и индивидуальная работа:
Оценка результатов групповой работы через анализ коллективных карт понятий.
Оценка качества индивидуальных заданий на основе проверки правильности определения главных членов предложения в сравнении с эталоном.
Обратная связь:
Устные ответы учеников на вопросы по теме, которые помогут проверить их усвоение материала.
Вопросы на обсуждение, проверяющие уровень понимания структуры предложения.
Рефлексия и самооценка:
Рефлексивные листы для учеников, чтобы оценить работу своей группы.
Листы самооценки учеников, чтобы оценить свою работу в группе.
Смайлики и квадраты настроений, для анализ своего эмоционального состояния в настоящий момент времени на протяжении всего урока.
При реализации образовательной практики могут возникать следующие проблемы и трудности:
Невозможность индивидуального подхода к каждому ученику:
В классе может быть разнообразие в уровне подготовки учеников. Некоторые дети могут испытывать сложности в понимании темы, что затрудняет реализацию практики. Для этого нужно время для индивидуальной работы, что может быть сложно при большом классе.
Отсутствие достаточной мотивации:
Некоторые дети могут не проявлять интереса к теме, особенно если они не понимают её важности. Чтобы справиться с этим, нужно использовать более интерактивные методы, игровые элементы и примеры из жизни.
Технические сложности:
Использование интерактивных досок и образовательных онлайн-платформ требует наличия оборудования, технических навыков и хорошего подключения к интернету. Без должных технических условий практика может быть затруднена.
Ограничение времени:
На выполнение заданий, особенно на составление карт понятий и групповую работу, может не хватать времени в рамках стандартного урока. Нужно тщательно планировать занятия, возможно, делить задания на несколько этапов.
Сложности в понимании структуры предложений:
Некоторые ученики могут затрудняться в выделении главных членов предложения, не видя очевидной связи между словами и их функциями. Это может требовать дополнительных объяснений и упражнений.
Трудности в организации групповой работы:
В группах могут возникать проблемы с координацией и активным участием всех членов группы. Некоторые дети могут не быть достаточно уверены в себе для активного участия, что снижает эффективность группового задания.
Проблемы с разнообразием форматов:
Ученики могут не всегда понимать, как создать карту понятий, и могут сталкиваться с трудностями в визуализации информации, если у них нет достаточного опыта работы с такими форматами.
Ошибки в оценке:
При анализе карт понятий могут возникать разногласия относительно правильных ответов, особенно если ученики используют разные подходы в интерпретации предложений. В таких случаях требуется чёткие критерии оценивания и постоянная обратная связь.
Для решения этих трудностей важно гибко адаптировать подходы, использовать дифференцированный подход, активно вовлекать учеников через игры и практические задания, а также тщательно планировать занятия с учётом времени и ресурсов.
На данном уроке было создано пространство для формирования и развития ключевых компетенций: креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации, то есть была создана возможность для развития личностного потенциала обучающихся.
Если вас заинтересовала практика «Формирующее оценивание на уроках русского языка во 2 классе: составление карты понятий «Главные члены предложения»», вот несколько практических советов для успешной реализации:
Заранее планируйте урок и материалы: Подготовьте шаблоны карт понятий, примеры предложений, карточки с заданиями и визуальные материалы. Это упростит работу на уроке и сэкономит время.
Начинайте с простого: На первом этапе используйте короткие и понятные примеры предложений. Постепенно усложняйте задания, когда ученики освоят базовый принцип.
Привлекайте внимание визуальными элементами: Используйте цветовые коды, чтобы выделять разные части карты понятий, такие как подлежащее, сказуемое и связи между ними.
Обеспечьте поддержку для разных уровней: Учитывайте различия в подготовке учеников. Тем, кто отстает, дайте более подробные объяснения и дополнительные примеры, а для сильных учеников подготовьте творческие задания, например, самостоятельное создание сложных карт.
Организуйте групповые обсуждения: Обсуждение в парах и группах позволяет детям учиться друг у друга, делиться идеями и вместе решать проблемы.
Регулярно проводите рефлексию: После завершения работы над картой понятий обсудите с детьми, что у них получилось, что было сложным и что они хотели бы улучшить. Это поможет сделать уроки более эффективными.
Сочетайте традиционные и цифровые инструменты: Если возможно, используйте интерактивные доски или приложения для составления карт понятий. Это разнообразит процесс и привлечет больше внимания учеников.
Давайте конструктивную обратную связь: Во время проверки карт понятий хвалите за правильные решения и аккуратно указывайте на ошибки, подсказывая, как их исправить.
Создавайте атмосферу успеха: Позитивная мотивация и поддержка со стороны учителя помогут детям чувствовать уверенность в своих силах и интерес к теме.
Регулярно внедряйте практику: Используйте карты понятий и формирующее оценивание не только на уроках русского языка, но и на других предметах, чтобы развивать у детей универсальные навыки структурирования информации.
Эти советы помогут сделать практику более продуктивной и эффективной, а также обеспечат заинтересованность детей в изучении грамматики и структуры предложений.